Яркие личности
Айртон Сенна
Когда вспоминают Айртона Сенну, мгновенно всплывают в памяти
такие эпитеты, как "несравненный", "великолепный",
"феноменальный"... Он действительно был феноменальным гонщиком,
"волшебником", как называли его и коллеги по автоспорту, и
фанаты-болельщики. Он ознаменовал собой эпоху, эпоху азарта,
эпоху скорости и честной борьбы, без интриг и шпионских
скандалов. С его уходом эпоха закончилась.
Его нет в живых уже четырнадцать лет - и автоспорт как-то
свыкся с мыслью, что Сенна представлял собой своеобразный эталон
гонщика. Хотя многие его рекорды, поначалу казавшиеся
недостижимыми, оказались побиты его бывшим соперником Михаэлем
Шумахером, а троекратное чемпионство и при жизни Сенны не было
таким уж потрясающим результатом... Но тем не менее все равно -
спроси любого болельщика "Формулы-1": кто лучший гонщик всех
времен и народов? Добрая половина ответит: Айртон Сенна.
"Человек дождя" - он был непревзойден в дождевых гонках. "Мастер
квалификаций" - и по субботам ему не было равных.
За руль он впервые сел в четыре года, в семнадцать лет стал
чемпионом Южной Америки по картингу, а в двадцать четыре года
впервые вышел на гонки "Формулы-1" в качестве пилота маленькой,
неизвестной команды "Тоулман". Вышел - и начал зарабатывать
очки, подниматься на подиум, чего ну никак не ждали от
бразильского новичка. Он уже тогда был феноменально быстр на
прямых - порой мог замешкаться в повороте, но прямые были его
коронным ходом: Сенна давил газ в пол, за ним было не угнаться.
Естественно, на него обратили внимание - и он перешел в более
успешную команду "Лотус", где смог подняться до третьего места в
чемпионате. Карьера развивалась: в 1988 году Сенну пригласили в
"Макларен", в напарники к двукратному чемпиону мира Алену Просту.
Так образовался один из самых противоречивых тандемов в истории
автоспорта.
Их первая встреча была случайной: машина, которую послали за
Сенной в аэропорт, опаздывала, и менеджеры команды позвонили
Алену Просту, который жил недалеко от аэропорта, с просьбой
подбросить Сенну до автодрома. Прост согласился. Молодой
бразилец сразу понравился чемпиону мира: Сенна шутил, балагурил,
был чрезвычайно обаятелен... Но на трассе милый юноша
превратился в жесткого и циничного соперника - и Прост понял,
что ждать пиетета по отношению к чемпионским регалиям Алена от
Сенны не стоит. И Сенна Проста не пощадил - в своем дебютном
сезоне за "Макларен" Айртон завоевал свой первый чемпионский
титул. В следующем году они снова соперничали за чемпионство:
все решалось на трассе в японской Сузуке, где Сенна попытался
выполнить сложный маневр и врезался в Проста. Француз сошел, а
Сенна успел заехать в боксы и выиграть гонку. Однако Федерация
автоспорта решила, что маневр Сенны был намеренным,
дисквалифицировала его и лишила гоночной лицензии (но через
короткое время вернула лицензию обратно).
Обиженный Прост ушел в "Феррари" - и на следующий год борьба
закипела с еще большим ожесточением. На той же Сузуке Сенна
намеренно не сбросил скорость в первом повороте и снова выбил
Проста с трассы (через год он признает, что в этом поступке был
умысел), заработав второй чемпионский титул... Они схлестнутся
еще раз в 1993-м, когда Прост перейдет в "Уильямс" и выиграет
свой четвертый чемпионский титул (Сенна будет вторым), объявив о
завершении карьеры. И с этого момента былые соперники
превратятся в хороших друзей - станут перезваниваться,
встречаться, их отношения станут теплей...
Сохранился удивительный снимок швейцарца Роджера Бенуа -
четыре чемпиона разных времен: Сенна, Прост, Найджел Мэнселл и
Нельсон Пике сидят в обнимку на пит-уолл в Эшториле. Они были
соперниками на трассе, но в жизни могли быть благородными - и
даже если не приятельствовали, то все равно не позволяли себе
злопыхательств по отношению друг с другом.
Хотя, что греха таить, Сенна порой мог позволить себе лишнее,
схватившись в боксах с разгоряченным Эдди Ирвайном или заявив о
романтических отношениях с женой Пике, чем навсегда заслужил
нелюбовь соотечественника (естественно, эти заявления Сенны были
просто словами и никакого подтверждения не получили). Однако
все-таки вне гонок Сенна зачастую был прекрасным и милым
человеком - он умел дружить и всегда был готов прийти на помощь:
когда в 1992 году Эрик Кома попал на квалификации в страшную
аварию, Сенна остановил свой болид, выскочил из кокпита и
бросился к машине Кома. Рискуя жизнью, он отключил в разбитом
болиде электронику - это спасло попавшего в аварию гонщика. В
тот момент Сенна не думал, что может погибнуть сам, ему было
гораздо важнее успеть спасти жизнь товарища.
Перед своей последней гонкой - Гран-при Сан-Марино 1994 года
- он был подавлен: во время пятничных тренировок разбился и
попал в больницу друг Сенны бразилец Рубенс Барикелло, а в
субботнюю квалификацию погиб австриец Роланд Ратценбергер. Сенна
вышел на свою последнюю гонку уверенной походкой трехкратного
чемпиона. Впервые за долгое время он остановился перед толпой
журналистов. "Чего вам не хватает?" - спросили его. "Моего друга
Алена", - сказал он. Это были последние слова великого гонщика -
меньше чем через полчаса его синий "Уильямс" врежется в стену
поворота Тамбурелло...
Он погиб так же, как жил, - неожиданно, стремительно. В его
уход не верилось, как не верилось в то, что в человеческих силах
показывать такие невероятные результаты на гоночной трассе. Со
смертью Сенны что-то неуловимо изменилось в "Формуле-1" - и дело
вовсе не в том, что он был самым великим гонщиком (хотя,
возможно, он им и был), просто Сенна добавлял этому виду спорта
какую-то столь необходимую гонкам толику харизмы.
Он умел быть удивительно благородным - из кокпита его разбитого
"Уильямса" извлекли окровавленный австрийский флаг: Сенна,
видимо, не сомневался в своей победе и собирался посвятить гонку
погибшему Роланду Ратценбергеру.
Его хоронила вся Бразилия - гроб, на крышку которого
возложили гоночный шлем Сенны, несли на руках до самого
кладбища. Могила Сенны стала местом паломничества любителей
автогонок со всего мира - последним следом великого спортсмена
на земле оказалась маленькая бронзовая плита на кладбище Морумби.
На ней выгравировано всего несколько слов: "Айртон Сенна да
Сильва. Теперь ничто не мешает моей любви к Богу".
По материалам: http://www.carseller.ru/
Автор: Dreamer Дата: 29.01.2008
|