Яркие личности
Махатма Ганди. Ненасилие - это оружие сильных
Утром 30 января 1948 г. в Дели, когда Махатма
Ганди, как обычно, вышел на лужайку перед домом, где жил, и
собирался выступить с лекцией-проповедью о пагубности насилия,
из толпы выскочил молодой человек с револьвером и убил его тремя
выстрелами. Так завершилась жизнь самого искреннего в своих
помыслах и действиях политика ушедшего века, человека,
происходившего из очень зажиточной семьи и касты торговцев
"бания", но оставившего после своей смерти лишь пару сандалий,
очки, посох и книги.
Мы привычно
представляем себе его традиционный облик - дхоти (длинная
набедренная повязка), сандалии, посох, очки, оттопыренные уши и
седые усики, - но он не всегда был таким. В начале своей
адвокатской деятельности Ганди, по свидетельству современников,
носил европейский костюм с таким изяществом и непринужденностью,
будто в нем родился. И всегда, что бы он ни делал, все выглядело
просто и естественно.
Сейчас, спустя годы, уже улеглись страсти, бушевавшие вокруг
личности этого необычного человека, которого Уинстон Черчилль
называл не иначе как "бунтующий факир". Они перешли в устойчивый
интерес к деяниям великого индийца, к его идейному и
политическому наследию и роли в истории страны. Даже в
современной политической индийской жизни отношение той или иной
партии к Махатме Ганди заметно влияет на число ее сторонников.
Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября (этот день сейчас
в Индии является национальным праздником) 1869 г. После
окончания школы встал вопрос о дальнейшем обучении. Отец хотел,
чтобы сын стал адвокатом, но для этого надо было ехать в Англию,
а строгие правила касты "бания" запрещали покидать пределы
Индии, и старейшины были против. Когда же Мохандас настоял на
своем, его отлучили от касты, что означало лишение поддержки со
стороны мощной и влиятельной общины. Однако в 1888 г. юноша все
же уехал в Англию. В годы учебы он общался со многими известными
индийцами, которые все чаще задумывались о независимости Индии.
Получив диплом адвоката, Мохандас вернулся на родину, но
вскоре получил приглашение поработать по специальности в Южной
Африке, бывшей тогда фактически колонией Британии.
Однако очень скоро адвокатская практика отошла на второй
план. Ганди основал Индийский конгресс Наталя (провинции, где
работал), вступив, таким образом, в политику. Занялся он и
благотворительностью. Работал акушером, лекарем, прачкой,
ассенизатором, землекопом, плотником... Чтобы содержать семью,
продолжал трудиться в собственной адвокатской конторе, занимаясь
третейским решением земельных споров. Дело это было
малодоходным, поскольку решения и действия "цветного" юриста не
воспринимались белым населением. Тогда Ганди оставил практику и
сумел купить небольшой участок земли, обработка которой давала
средства на жизнь и на издание собственной газеты "Индиан
опинион" ("Мнение индийца"). Одновременно он продолжал борьбу за
права индийцев, которых англичане нещадно эксплуатировали. Тогда
и родился способ отстаивания своих прав, ставший впоследствии
известным во всем мире - сатьяграха (название, кстати, было
предложено его сыном Маганлалом), что означает "упорство в
истине".
Смысл сатьяграхи - гражданское неповиновение и
ненасильственное несотрудничество. Этот новый способ оказался
настолько необычным и потому действенным, что власти сделали
все, чтобы упрятать Ганди в тюрьму. Однако, выйдя на волю, он
продолжил борьбу. В итоге в 1914 г. власти подписали с Ганди
соглашение, сделав многочисленные уступки индийцам. Это была
победа, и Мохандас в 1915 г. вернулся в Индию национальным
героем, поскольку, как оказалось, весь мир напряженно следил за
его борьбой против британцев и за права своего народа.
Так Мохандас Ганди на практике доказал, что ненасильственным
путем можно добиться многого. Он был уже опытным политиком.
Однако ему остро недоставало знаний о собственной стране, где он
не был более 20 лет.
Тогда в Индии хотя и раздавались голоса о необходимости
свержения британского колониализма, но они были очень разными -
от сторонников самых крайних и экстремистских действий до весьма
умеренных. Несмотря на то что существовала общенациональная
партия, поставившая своей целью достижение независимости -
Индийский национальный конгресс (ИНК), у нее не было признанного
лидера и четкой программы. Все хотели независимости, но не
знали, как ее добиться, и боялись сделать первый шаг против
всесильных британцев.
Время требовало появления Ганди, и он появился. Он смог
успешно соединить вековые чаяния индийского народа о мире и
социальной справедливости с антиколониальным движением,
традиционные верования и национальные устремления народа - с его
борьбой за свободу, привнести в религию политическую практику,
превратить абстрактную веру в активное целеустремленное
действие. Мохандас Ганди тогда еще не стал "Махатмой", но уже
был реальным символом борьбы против колонизаторов.
В индийский период деятельности Ганди появились на свет такие
нетрадиционные в рамках сатьяграхи формы борьбы, как "хартал"
(остановка работы), "бандх" (закрытие предприятий и учреждений),
"гхерао" (окружение плотным людским кольцом чиновников, чтобы
они не могли попасть к месту работы; при этом нельзя было
касаться их), бойкот английских товаров и пропаганда "свадеши"
(отечественное производство), нарушение соляной монополии
англичан (Ганди пошел в Данди - местечко на западном побережье,
где Ганди и его сторонники прямо у кромки моря выпарили соль из
морской воды, что каралось строгим тюремным заключением). Он
ввел в практику конгрессистов изготовление "кхади" - домотканого
полотна, которое на ручных ткацких станках ткали поголовно все
члены ИНК, чтобы не пользоваться английскими тканями.
Конечно, лидеры ИНК предпринимали и другие антианглийские
действия, но объединяющей фигурой неизменно оставался Ганди. А
действенность его методов заключалась в том, что все они были
очень просты и понятны, не требовали специального обучения и
позволяли каждому участвовать в движении, которое в итоге
охватило всю Индию. Кроме того, Ганди вел агитацию не на
партийных съездах, а среди народа. Так у ИНК и у всех индийцев
появился лидер, популярность и авторитет которого не имели себе
равных, лидер, который пообещал народу "сварадж" (дословно -
"самоуправление", но, по сути, независимое государство).
Все это настолько раздражало английскую колониальную
администрацию, что она не стеснялась в средствах, чтобы подавить
национально-освободительное движение: были и аресты, и жестокие
избиения участников демонстраций и митингов, и массовые
расстрелы. Однако после окончания Второй мировой войны стало
совершенно ясно, что одна из держав-победительниц - Британия -
вот-вот потерпит сокрушительное поражение в Индии.
Тогда англичане дали понять индийским националистам, что
готовы предоставить стране независимость, но с одним условием -
разделив Британскую Индию на два государства: мусульманский
Пакистан и индуистскую Индию. Политические деятели (как всегда и
везде в подобной ситуации) сразу ухватились за эту идею: ведь
она давала им реальную возможность прийти к власти и разрешить
политические разногласия между ИНК и Мусульманской лигой. Так на
карте мира появились мусульманский Пакистан, состоявший в то
время из Западного и Восточного Пакистана, и не индуистская, но
светская Индия. Ганди, ставший к тому времени уже "Махатмой" и
"отцом нации", был с самого начала категорически против такого
решения и считал, что Индия должна быть единым и светским
государством, где все религии живут в мире и гармонии.
Но к тому времени Ганди уже не был нужен политиканам, он свое
дело сделал и начал им мешать, потому что бросал в народ искры
недоверия к их действиям (но здесь ли следует искать ответы на
те вопросы, которыми задался Прадип Чандракант Дальви?). Махатма
Ганди уже не испытывал особой радости по поводу достижения
Индией независимости: после раздела страны в движение пришли
миллионные массы, индусы стремились в Индию, мусульмане - в
Пакистан, происходили многочисленные кровавые столкновения,
возникали целые города беженцев. В одном Дели их скопилось более
400 тыс. А всего более 6 млн. мусульман и 4,5 млн. индусов
переместились из одной страны в другую и около 700 тыс. при этом
погибли. Тогда же возникла и проблема Кашмира - как всегда
возникают территориальные вопросы при развале страны. По
условиям раздела штат Джамму и Кашмир вошел в состав Индии. В
Пакистане сочли это несправедливым, так как Кашмир населен
мусульманами. С тех пор Пакистан и отстаивает свою позицию с
помощью вооруженных экстремистов.
Трудно переоценить значение идей Махатмы Ганди и роль его
методов для Индии, ставшей независимой. Но получается, что и
ненасилие имеет свои пределы. Ведь эта независимость далась
очень дорогой ценой.
Махатма Ганди был непростой личностью. Но никто и никогда не
мог упрекнуть его в нечестности, неуважении к другому, нехватке
патриотизма, отсутствии трудолюбия. Наоборот. А
самоотверженность, твердость в отстаивании своих идеалов,
бескорыстное служение родине и поставили его в ряд самых
выдающихся людей ХХ века. Недаром, говоря о Махатме Ганди,
великий Альберт Эйнштейн воскликнул: "Возможно, грядущие
поколения вряд ли поверят, что такой человек из обыкновенной
плоти и крови ходил по этой земле".
Убит он был неким Натхурамом Годсе, членом индуистской
шовинистической организации, из которой спустя много лет,
претерпя существенные метаморфозы, выросла Бхаратия Джаната
парти - одна из двух ведущих политических сил современной Индии,
правившая страной с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. и
лишившаяся власти лишь вследствие сложной интриги внутри
правившей коалиции. Таковы причуды истории...
По материалам: Алексея Тамилина
Автор: Dreamer Дата: 11.01.2008
|